Спастическая форма дцп

Общие сведения

Согласно мировой статистике детский церебральный паралич встречается с частотой 1,7-7 случаев на 1000 детей до года. В России этот показатель по различным данным составляет 2,5-6 случаев на 1000 детей. Среди недоношенных детей заболеваемость ДЦП в 10 раз выше среднестатистической. По данным последних исследований около 40-50% детей с ДЦП появились на свет в результате преждевременных родов.

Если говорить о хронических заболеваниях детского возраста, то в современной педиатрии детский церебральный паралич является одной из ведущих проблем. Среди причин увеличения числа больных ДЦП совершенно справедливо называют не только ухудшение экологии, но и прогрессивное развитие неонатологии, позволяющее сейчас выхаживать младенцев с различной патологией, в том числе и недоношенных новорожденных с весом от 500г.

Детский церебральный паралич

Детский церебральный паралич

Глава 2. Психология детей с дисгармоническим складом личности

Раздел
посвящен психологическим особенностям
детей и подростков при различных типах
дисгармонического развития личности.

разработка
методов, направленных на раннее выявление
признаков патохарактерологического
развития ребенка;

описание
«слабых» и «сильных» сторон психосоциального
развития детей и подростков при различных
вариантах патохарактерологического
развития;

разработка
системы психолого-педагогических
методов коррекции и профилактики
патохарактерологического развития в
детском возрасте.

Когда
говорят о различных типах дисгармонического
развития личности, о степени отклонения
личности от нормального развития, речь
идет о патологических типах характера.

Характер
(от греч. charakter — отличительная черта,
особенность) определяется как совокупность
устойчивых индивидуальных особенностей
личности, проявляющихся в деятельности
и общении. Характер является результатом
взаимодействия темперамента человека
и условий воспитания. Формируясь на
базе основных свойств темперамента,
однозначно им не предопределяется.

Суть
различий между характером и личностью
хорошо сформулирована Ю.Б.Гиппенрейтер:
«…черты характера отражают то, как
действует человек, а черты личности —
то, ради чего он действует. При этом
очевидно, что способы поведения и
направленность личности относительно
независимы: применяя одни и те же способы,
можно добиваться разных целей и, наоборот,
устремляться к одной и той же цели
разными способами» (Гиппен-рейтер Ю.Б.
Введение в общую психологию. — М., 1988. —
С. 259).

Характер,
его тип самым непосредственным образом
обусловливает успешность социализации,
выражающейся в различных формах
социально-психологической адаптации,
вплоть до ее патогенных форм.

формируясь
на протяжении онтогенеза ребенка,
характер приобретает все большую
устойчивость в своих чертах и поведенческих
проявлениях;

отдельные
черты характера образуют устойчивые
сочетания, которые определяют
психологические типы людей.

Выраженность
характера может быть различной: это
может быть средний или «нормальный»
характер, выраженный, или акцентуированный,
и патологический. Последний, являясь
причиной серьезных трудностей
социально-психологической адаптации,
находится под пристальным вниманием
не только психологов, но и психиатров
и носит название — психопатия. Психическое
развитие при психопатии относят к
дисгармоническому виду дизонтогенеза.

тотальность
патологических черт, т.е. их одинаковое
присутствие во всех сферах жизнедеятельности
человека;

относительная
стабильность во времени: малая
подверженность изменениям на протяжении
жизни человека;

социальная
дезадаптация человека.

Говоря
словами П. Б. Ганнушкина, психопатия
представляет собой такие аномалии
характера, которые «определяют весь
психический облик индивидуума, накладывают
на весь его душевный склад свой властный
отпечаток… в течение жизни не подвергаются
сколь-нибудь резким изменениям и «мешают»
приспособиться к окружающей среде».

В
детском возрасте, когда характер еще
не приобрел своей окончательной системы
черт, целесообразно говорить об
«акцентуациях» характера (К.Леонгард).

Акцентуация
(от лат. accentus — ударение) представляет
собой наличие выраженных черт того или
иного характера. Это хотя и крайний, но
вариант «нормального» характера.
Концепция акцентуированных личностей
была разработана К.Леонгардом. Им было
описано 12 типов акцентуаций, включая
смешанный, типичный для подросткового
возраста. По мнению К.Леонгарда, в
развитых странах более половины населения
можно отнести к акцентуированным
личностям.

В
случае акцентуаций перечисленные выше
три признака психопатии могут отсутствовать
полностью, а если они присутствуют, то
по отдельности.

Причины возникновения ДЦП

Согласно современным представлениям детский церебральный паралич возникает в результате воздействия на ЦНС ребенка различных повреждающих факторов, обуславливающих неправильное развитие или гибель отдельных участков головного мозга. Причем действие этих факторов происходит в перинатальном периоде, т. е. до, во время и непосредственно после рождения ребенка (первые 4 недели жизни). Основное патогенетическое звено в формировании детского церебрального паралича — это гипоксия, к развитию которой и приводят различные причинные факторы ДЦП. В первую очередь при гипоксии страдают те участки головного мозга, которые отвечают за поддержание равновесия и обеспечение двигательных рефлекторных механизмов. В результате возникают типичные для ДЦП расстройства мышечного тонуса, парезы и параличи, патологические двигательные акты.

Этиологическим фактором ДЦП, действующим в период внутриутробного развития, является различная патология беременности: фетоплацентарная недостаточность, преждевременная отслойка плаценты, токсикозы, нефропатия беременных, инфекции (цитомегаловирус, краснуха, токсоплазмоз, герпес, сифилис), резус-конфликт, угроза прерывания беременности. Соматические заболевания матери (сахарный диабет, гипотиреоз, врожденные и приобретенные пороки сердца, артериальная гипертензия) и перенесенные женщиной в период беременности травмы также могут обусловить развитие детского церебрального паралича.

К факторам риска развития ДЦП, влияющим на ребенка в период родов, относятся: тазовое предлежание плода, стремительные роды, преждевременные роды, узкий таз, крупный плод, чрезмерно сильная родовая деятельность, затяжные роды, дискоординированная родовая деятельность, длительный безводный период перед родами. Лишь в некоторых случаях родовая травма является единственной причиной возникновения детского церебрального паралича. Зачастую тяжелые роды, приводящие к возникновению ДЦП, становятся следствием уже имеющейся внутриутробной патологии.

Основными факторами риска появления ДЦП в послеродовом периоде являются асфиксия и гемолитическая болезнь новорожденного. Приводящая к ДЦП асфиксия новорожденного может быть связана с аспирацией околоплодных вод, различными пороками развития легких, патологией беременности. Более частая послеродовая причина возникновения ДЦП состоит в токсическом поражении мозга при гемолитической болезни, развивающейся в результате несовместимости крови или иммунологического конфликта плода и матери.

Глава 2. Психология детей с дисгармоническим складом личности

В
центре внимания данного направления
разработка системы комплексного
психологического сопровождения детей
и подростков, испытывающих трудности
адаптации и социализации вследствие
нарушений в эмоционально-личностной
сфере.

разработка
принципов и методов раннего выявления
РДА;

вопросы
дифференциальной диагностики, различение
отсходных состояний, разработка принципов
и методов психологической коррекции;

разработка
психологических основ устранения
дисбаланса между процессами обучения
и развития детей.

Яркими
внешними проявлениями синдрома РДА
являются: аутизм как таковой, т.е.
предельное «экстремальное» одиночество
ребенка, снижение способности к
установлению эмоционального контакта,
коммуникации и социальному развитию.
Характерны трудности установления
глазного контакта, взаимодействия
взглядом, мимикой, жестом, интонацией.

стереотипность
в поведении, связанная с напряженным
стремлением сохранить постоянные,
привычные условия жизнедеятельности.
Ребенок сопротивляется малейшим
изменениям в обстановке, порядку жизни.
Наблюдается поглощенность однообразными
действиями: раскачивание, потряхивание
и взмахивание руками, прыжки;

«Стереотипии
пронизывают все психические проявления
аутичного ребенка первых лет жизни,
отчетливо выступают при анализе
формирования его аффективной, сенсорной,
моторной, речевой сфер, игровой
деятельности… это проявлялось в
использовании ритмически четкой музыки
для стереотипных раскачиваний, кручения,
верчения, трясения предметов, а к 2 годам
— особое влечение к ритму стиха.

К концу
второго года жизни выступало и стремление
к ритмической организации пространства
— выкладыванию однообразных рядов
кубиков, орнамента из кружков, палочек.
Очень характерны стереотипные манипуляции
с книгой: быстрое и ритмичное перелистывание
страниц, нередко увлекавшее двухлетнего
ребенка больше, чем любая другая игрушка.

Очевидно, здесь имеет значение ряд
свойств книги: удобство стереотипных
ритмических движений (само листание),
стимулирующий сенсорный ритм (мелькание
и шелест страниц), а также очевидное
отсутствие в ее внешнем виде каких-либо
коммуникативных качеств, предполагающих
взаимодействие». (Лебединская К.С.,
Никольская О.С. Диагностика раннего
детского аутизма. — М , 1991. — С. 39 — 40.)

«Возможно,
наиболее распространенным вариантом
моторных стереотипов, встречающихся
при аутизме, являются следующие:
симметричное взмахивание обеими руками,
локтями в максимальном темпе, легкие
удары пальцами, раскачивание телом,
потряхивание головой или вращение и
хлопки различных типов. Многие аутисты
живут, придерживаясь строгого распорядка
и неизменяющихся ритуалов.

характерная
задержка и нарушение речевого развития,
а именно ее коммуникативной функции.
Не менее чем в одной трети случаев это
может проявляться в виде мутизма
(отсутствие целенаправленного
использования речи для коммуникации
при сохранении возможности случайного
произнесения отдельных слов и даже
фраз).

Ребенок с РДА может иметь и
формально хорошо развитую речь с большим
словарным запасом, развернутой «взрослой»
фразой. Однако такая речь носит характер
штампованности, «попу-гайности»,
«фотографичности». Ребенок не задает
вопросов и может не отвечать на обращенную
к нему речь, может увлеченно декламировать
одни и те же стихи, но не использовать
речь даже в самых необходимых случаях,
т. е.

имеет место избегание речевого
взаимодействия как такового. Для ребенка
с РДА характерны речевые эхолалии
(стереотипное бессмысленное повторение
услышанных слов, фраз, вопросов),
длительное отставание в правильном
использовании в речи личных местоимений,
в частности ребенок долго продолжает
называть себя «ты», «он», обозначает
свои нужды безличными приказами: «дать
пить», «накрыть» и т.д. Обращает на себя
внимание необычный темп, ритм, мелодика
речи ребенка;

раннее
проявление указанных выше расстройств
(в возрасте до 2,5 лет).

Наибольшая
выраженность поведенческих проблем
(самоизоляция, чрезмерная стереотипность
поведения, страхи, агрессия и самоагрессия)
наблюдается в дошкольном возрасте, с 3
до 5 —6 лет (пример развития ребенка с
РДА дан в приложении).

Классификация ДЦП

В зависимости от повреждений и клинической картины, диплегию классифицируют по степени тяжести. Выделяют три степени болезни Литтля:

  • Легкая – ребенок до 6 месяцев растет и развивается нормально. После обнаруживается спастический парез ног. В дальнейшем ребенок может самостоятельно ходить без применения вспомогательных средств;
  • Средняя – часто сопровождается умеренным поражением психики. Ребенок передвигается только с костылями из-за спастики. Возможна нормальная адаптация в социуме;
  • Тяжелая – выявляется в первые дни жизни. Более выражено страдают нижние конечности, в которых отмечается выраженный тетрапарез. В большинстве случаев адаптировать ребенка в обществе не удается.

В соответствии с местонахождением пораженного участка головного мозга в неврологии ДЦП классифицируют на 5 видов. Самой распространенной формой ДЦП является спастическая диплегия. По различным данным детский церебральный паралич этой формы составляет от 40 до 80% от общего числа случаев ДЦП. В основе этой формы ДЦП лежит поражение двигательных центров, ведущее к развитию парезов, в большей степени выраженных в ногах. При повреждении двигательных центров только одного полушария возникает гемипаретическая форма ДЦП, проявляющаяся парезом руки и ноги на стороне, противоположной пораженному полушарию.

Примерно в четверти случаев детский церебральный паралич имеет гиперкинетическую форму, связанную с повреждением подкорковых структур. Клинически данная форма ДЦП проявляется непроизвольными движениями — гиперкинезами, усиливающимися при волнении или усталости ребенка. При нарушениях в области мозжечка развивается атонически-астатическая форма детского церебрального паралича. Эта форма ДЦП проявляется нарушениями статики и координации, мышечной атонией. На ее долю приходится около 10% случаев ДЦП.

Наиболее тяжелая форма ДЦП носит название двойная гемиплегия. В этом варианте детский церебральный паралич является следствием тотального поражения обоих полушарий мозга, приводящего к мышечной ригидности, из-за которой дети не в состоянии не только стоять и сидеть, а даже самостоятельно держать голову. Встречаются также смешанные варианты детского церебрального паралича, включающие клинические симптомы, характерные для разных форм ДЦП. Например, часто наблюдается сочетание гиперкинетической формы ДЦП со спастической диплегией.

Внимание

Недостаточность
общего, и в том числе психического,
тонуса, сочетающаяся с повышенной
сенсорной и эмоциональной чувствительностью,
обусловливает крайне низкий уровень
активного внимания. С самого раннего
возраста отмечается негативная реакция
или вообще отсутствие какой-либо реакции
при попытках привлечения внимания
ребенка к предметам окружающей
действительности.

У детей, страдающих
РДА, наблюдаются грубые нарушения
целенаправленности и произвольности
внимания, что препятствует нормальному
формированию высших психических функций.
Однако отдельные яркие зрительные или
слуховые впечатления, идущие от предметов
окружающей действительности, могут
буквально завораживать детей, что можно
использовать для концентрации внимания
ребенка. Это может быть какой-либо звук
или мелодия, блестящий предмет и т.п.

Характерной
чертой является сильнейшая психическая
пресыщаемость. Внимание ребенка с РДА
устойчиво в течение буквально нескольких
минут, а иногда и секунд. В некоторых
случаях пресыщение может быть настолько
сильным, что ребенок не просто выключается
из ситуации, а проявляет выраженную
агрессию и пытается уничтожить то, чем
он только что с удовольствием занимался.

Симптомы ДЦП

Детский церебральный паралич может иметь разнообразные проявления с различной степенью выраженности. Клиническая картина ДЦП и его тяжесть зависят от локализации и глубины поражения мозговых структур. В отдельных случаях детский церебральный паралич заметен уже в первые часы жизни ребенка. Но чаще симптомы ДЦП становятся очевидными спустя несколько месяцев, когда ребенок начинает существенно отставать в нервно-психическом развитии от принятых в педиатрии норм. Первым симптомом ДЦП может быть задержка в формировании двигательных навыков. Ребенок с детским церебральным параличом долго не держит голову, не переворачивается, не интересуется игрушками, не может осознанно двигать конечностями, не удерживает игрушки. При попытке поставить ребенка с ДЦП на ноги он не ставит ногу на полную стопу, а встает на цыпочки.

Парезы при детском церебральном параличе могут быть только в одной конечности, иметь односторонний характер (рука и нога на стороне, противоположной пораженному участку мозга), охватывать все конечности. Недостаточность иннервации речевого аппарата обусловливает нарушение произносительной стороны речи (дизартрию) у ребенка с ДЦП. Если ДЦП сопровождается парезом мышц глотки и гортани, то возникают проблемы с глотанием (дисфагия). Зачастую детский церебральный паралич сопровождается значительным повышением мышечного тонуса. Выраженная спастика при ДЦП может приводить к полной обездвиженности конечности. В дальнейшем у детей, имеющих детский церебральный паралич, происходит отставание паретичных конечностей в физическом развитии, в результате чего они становится тоньше и короче здоровых. В следствие этого формируются типичные для ДЦП деформации скелета (сколиоз, деформации грудной клетки). Кроме того, детский церебральный паралич протекает с развитием контрактур суставов в паретичных конечностях, что усугубляет двигательные нарушения. Расстройства моторики и деформации скелета у детей с ДЦП приводят к появлению хронического болевого синдрома с локализацией болей в плечах, шее, спине и ступнях.

Детский церебральный паралич гиперкинетической формы проявляется внезапно возникающими непроизвольными двигательными актами: поворотами или кивками головой, подергиваниями, появлением гримас на лице, вычурными позами или движениями. Для атонически-астатической формы ДЦП характерны дискоординированные движения, неустойчивость при ходьбе и в положении стоя, частые падения, мышечная слабость и тремор.

При детском церебральном параличе может наблюдаться косоглазие, функциональные нарушения ЖКТ, расстройства дыхательной функции, недержание мочи. Примерно в 20-40% случаев детский церебральный паралич протекает с эпилепсией. До 60% детей с ДЦП имеют проблемы со зрением. Возможна тугоухость или полная глухота. В половине случаев детский церебральный паралич сочетается с эндокринной патологией (ожирением, гипотиреозом, задержкой роста и др.). Часто детский церебральный паралич сопровождается различной степенью олигофрении, задержкой психического развития, расстройством восприятия, нарушениями способности к обучению, отклонениями в поведении и т. п. Однако до 35% детей с ДЦП имеют нормальный интеллект, а в 33% случаев ДЦП нарушения интеллекта выражены в легкой степени.

Детский церебральный паралич является хроническим, но не прогрессирующим заболеванием. По мере роста ребенка и развития его ЦНС могут выявляться ранее скрытые патологические проявления, которые создают ощущение так называемой «ложной прогрессии» заболевания. Ухудшение состояния ребенка с ДЦП также может быть обусловлено вторичными осложнениями: эпилепсией, инсультом, кровоизлиянием, применением наркоза или тяжелым соматическим заболеванием.

Из-за физиологических особенностей детей раннего возраста часто симптомы спастической диплегии выявляют не ранее, чем через 6 месяцев после рождения. Это связано с тем, что в норме у детей до 4 месяцев может сохраняться гипертонус мускулатуры, который нужен для нормального состояния плода в утробе матери. Это не позволят обнаружить спастический церебральный паралич, так как их проявления одинаковы.

Основной симптом диплегии – сохранение мышечного гипертонуса у детей старше полугода. Это может свидетельствовать о диплегической форме ДЦП, проявляющейся спастическим тетрапарезом и вялым параличом.

Для людей с диплегией характерна типичная походка: колени трутся друг об друга, ноги приведены и разогнуты, ходят на носочках. Руки практически не страдают и нормально функционируют.

В зависимости от степени повреждений у детей выявляются следующие симптомы и проявления:

  • Легкая стадия – до 6 месяцев ребенок растет и развивается нормально. Сохраняющийся повышенный тонус ног и рук является основной жалобой, с которой родители обращаются к врачу. Младенец не контролирует свои движения, руки и ноги слегка согнуты, разогнуть их сложно из-за тонуса. Ребенок поздно садится и ползет. Ходить начинает к 3-4 годам. Несмотря на трудности при ходьбе возможно самостоятельное хождение без специального оборудования;
  • Средняя – диплегия более выражена, что позволяет обнаружить ее раньше. Новорожденный плохо набирает вес, отстает в физическом развитии, плохо ест и беспокойно спит;
  • Тяжелая – ноги и руки младенца сильно сжаты и при пассивном разгибании их разогнуть не удается. Часто выявляется ЗРР. У многих выявляется нарушения интеллекта.

У взрослых основные симптомы спастического ДЦП – гипертонус и тетрапарез. Многие из них могут ходить только с костылями либо тростью. Реже они передвигаются на инвалидной коляске.

фото позы
Позы при спастической диплегии

Мышечная дисфункция может осложняться контрактурами и проблемами с суставами и позвоночником. Пациенту не удается полностью разогнуть суставы, в особенности нижних конечностей: голеностопные, колени, реже тазобедренные.

При поражении черепно-мозговых нервов могут быть проблемы с другими органами и системами. Так при повреждении глазного нерва с раннего возраста начинает ухудшаться зрение, возникает косоглазие. Родители обращают внимание, что ребенок длительное время не может распознавать предметы, долго не запоминает окружающих его людей.

Это свидетельствует о плохом зрении. Также возможно поражение слухового нерва, из-за чего ухудшается слух. Лицевой парез возникает при повреждении лицевого либо тройничного нерва. В таком случае нарушается мимика: амимия, гипомимия, асимметричность лица, сглаживается носогубная складка, язык отклоняется в сторону.

У 25% больных нарушается умственное развитие, приводя к олигофрении. Это проявляется нарушением психического состояния. Они тяжело усваивают и запоминают новую информацию, им тяжело играть в коллективные игры, которые требуют выполнения правил. У большинства выявляется ЗРР и ЗПР.

Ощущения и восприятие

Для
детей с РДА характерно своеобразие в
реагировании на сенсорные раздражители.
Это выражается в повышенной сенсорной
ранимости, и в то же время, как следствие
повышенной ранимости, для них характерно
игнорирование воздействий, а также
значительное расхождение в характере
реакций, вызываемых социальными и
физическими стимулами.

Если
в норме человеческое лицо является
самым сильным и привлекательным
раздражителем, то дети с РДА отдают
предпочтение разнообразным предметам,
лицо же человека практически мгновенно
вызывает пресыщение и желание уйти от
контакта.

Особенности
восприятия наблюдаются у 71% детей,
диагностированных как имеющих РДА (по
данным К.С.Лебединской, 1992). К первым
признакам «необычности» поведения
детей с РДА, которые замечаются родителями,
относятся парадоксальные реакции на
сенсорные стимулы, проявляющиеся уже
на первом году жизни.

В реакциях на
предметы обнаруживается большая
полярность. У части детей реакция на
«новизну», например изменение освещения,
необычайно сильная. Она выражается в
чрезвычайно резкой форме и продолжается
длительное время после прекращения
действия раздражителя. Многие дети,
наоборот, яркими предметами
заинтересовывались слабо, у них также
не отмечалось реакции испуга или плача
на внезапные и сильные звуковые
раздражители, и вместе с тем у них
отмечали повышенную чувствительность
к слабым раздражителям:

Спастическая форма дцп

В
восприятии ребенка с РДА отмечается
также нарушение ориентировки в
пространстве, искажение целостной
картины реального предметного мира.
Для них важен не предмет в целом, а
отдельные его сенсорные качества: звуки,
форма и фактура предметов, их цвет. У
большинства детей наблюдается повышенная
любовь к музыке. Они повышенно чувствительны
к запахам, окружающие предметы обследуют
с помощью обнюхивания и облизывания.

Большое
значение имеют для детей тактильные и
мышечные ощущения, идущие от собственного
тела. Так, на фоне постоянного сенсорного
дискомфорта дети стремятся получить
определенные активирующие впечатления
(раскачиваются всем телом, совершают
однообразные прыжки или кружатся,
получают удовольствие разрывания бумаги
или ткани, переливают воду или пересыпают
песок, наблюдают за огнем). При часто
сниженной болевой чувствительности у
них наблюдается склонность к нанесению
себе различных повреждений.

Реабилитационное лечение ДЦП

К сожалению, пока детский церебральный паралич относится к неизлечимой патологии. Однако своевременно начатые, комплексно и беспрерывно проводимые реабилитационные мероприятия могут значительно развить доступные ребенку с ДЦП моторные, интеллектуальные и речевые навыки. Благодаря реабилитационному лечению можно максимально компенсировать имеющийся при ДЦП неврологический дефицит, уменьшить вероятность появления контрактур и скелетных деформаций, научить ребенка навыкам самообслуживания и улучшить его адаптацию. Наиболее активно развитие мозга, познавательный процесс, приобретение навыков и обучение происходят в возрасте до 8 лет. Именно в этот период при ДЦП необходимо прилагать максимальные усилия по реабилитации.

Программа комплексной реабилитационной терапии разрабатывается индивидуально для каждого больного ДЦП. Она учитывает локализацию и тяжесть поражения мозга; наличие сопутствующих ДЦП нарушений слуха и зрения, расстройств интеллекта, эпилептических припадков; индивидуальные возможности и проблемы больного ДЦП ребенка. Наиболее затруднительно проведение реабилитационных мероприятий при сочетании ДЦП с нарушениями познавательной деятельности (в том числе в следствие слепоты или глухоты) и интеллекта. Для таких случаев ДЦП разработаны специальные методики, позволяющие инструктору наладить контакт с ребенком. Дополнительные сложности в лечении ДЦП возникают у пациентов с эпилепсией, при которой активная стимулирующая терапия ДЦП может вызывать развитие осложнений. По этой причине дети с ДЦП и эпилепсией должны проходить реабилитацию с применением специальных «мягких» методов.

Основу реабилитационного лечения при детском церебральном параличе составляют ЛФК и массаж. Важно, чтобы детям с ДЦП они проводились ежедневно. По этой причине родителям ребенка с детским церебральным параличом следует овладеть навыками массажа и проведения ЛФК. В таком случае они смогут самостоятельно заниматься с ребенком в период между курсами профессиональной реабилитации ДЦП. Для более эффективных занятий ЛФК и механотерапии с детьми, страдающими детским церебральным параличом, в соответствующих реабилитационных центрах имеются специальные аппараты и приспособления. Из последних разработок в этой области в лечении ДЦП нашли применение пневмокомбинизоны, фиксирующие суставы и обеспечивающие растяжение мышц, а также специальные костюмы, позволяющие при некоторых формах ДЦП выработать правильный двигательный стереотип и уменьшить спастику мышц. Подобные средства помогают максимально задействовать компенсаторные механизмы нервной системы, что зачастую приводит к освоению больным ДЦП ребенком новых, ранее не доступных для него, движений.

К реабилитационным мероприятиям при ДЦП относятся также так называемые технические средства реабилитации: ортодезы, вставки в обувь, костыли, ходунки, инвалидные коляски и т. п. Они позволяют компенсировать имеющиеся при ДЦП двигательные нарушения, укорочения конечностей и деформации скелета. Важное значение имеет индивидуальный подбор таких средств и обучение ребенка, имеющего детский церебральный паралич, навыкам их использования.

В рамках реабилитационного лечения детского церебрального паралича ребенку с дизартрией требуются логопедические занятия по коррекции ФФН или ОНР.

Медикаментозное и хирургическое лечение ДЦП

Лечение ДЦП при помощи лекарственных препаратов является в основном симптоматическим и направлено на купирование конкретного симптома ДЦП или возникших осложнений. Так, при сочетании ДЦП с эпилептическими припадками назначаются антиконвульсанты, при повышении мышечного тонуса — антиспастические препараты, при ДЦП с хроническим болевым синдромом — обезболивающие и спазмолитические средства. В медикаментозную терапию ДЦП могут входить ноотропы, метаболические препараты (АТФ, аминокислоты, глицин), неостигмин, антидепрессанты, транквилизаторы, нейролептики, сосудистые препараты.

Показанием к хирургическому лечению детского церебрального паралича являются контрактуры, образовавшиеся в результате длительной спастичности мышц и ограничивающие двигательную активность больного. Чаще всего при ДЦП применяются тенотомии, направленные на создание опорного положения парализованной конечности. Для стабилизации скелета при детском церебральном параличе может применяться удлинение костей, пересадка сухожилий и др. операции. Если детский церебральный паралич проявляется грубой симметричной мышечной спастичностью, ведущей к развитию контрактур и болевого синдрома, то для прерывания исходящей из спинного мозга патологической импульсации пациенту с ДЦП может быть проведена спинальная ризотомия.

Физиотерапевтическое лечение и анималотерапия ДЦП

Применяемые в лечении детского церебрального паралича методы физиотерапевтического воздействия прекрасно сочетаются с ЛФК и массажем. Хорошо зарекомендовали себя при ДЦП оксигенобаротерапия, электростимуляция нервов и мышц, лекарственный электрофорез, грязелечение, тепловые процедуры и водолечение. Применение при детском церебральном параличе общих ванн с теплой водой уменьшает выраженность гиперкинезов и снижает мышечный тонус при спастике. Из водных процедур при ДЦП назначаются хвойные, кислородные, радоновые, скипидарные и йодобромные ванны, фитованны с валерианой.

Относительно новым способом терапии детского церебрального паралича является анималотерапия — лечение посредством общения больного с животным. К наиболее распространенным методикам анималотерапии ДЦП на сегодняшний день относятся иппотерапия ДЦП (лечение с использованием лошадей) и дельфинотерапия ДЦП. Во время проведения подобных лечебных сеансов с имеющим детский церебральный паралич ребенком одновременно работают инструктор и психотерапевт. В основе терапевтического воздействия указанных методик лежат: благоприятная эмоциональная атмосфера, установление особого контакта между больным ДЦП и животным, стимуляция мозговых структур через насыщенные тактильные ощущения, постепенное расширение речевых и двигательных навыков.

Приложение к разделу IV

Среди
детей с ограниченными возможностями
здоровья, т.е. тех, кто имеет различные
отклонения в психофизическом и
социально-личностном развитии и нуждается
в специальной помощи, выделяются дети,
у которых на первый план выступают
расстройства в эмоционально-волевой
сфере. Категория детей с расстройствами
эмоционально-волевой сферы крайне
неоднородна.

Основной особенностью
таких детей является нарушение или
задержка в развитии высших социализированных
форм поведения, предполагающих
взаимодействие с другим человеком, учет
его мыслей, чувств, поведенческих
реакций. При этом деятельность, не
опосредованная социальным взаимодействием
(игра, конструирование, фантазирование,
решение интеллектуальных задач в
одиночестве и т.п.), может протекать на
высоком уровне.

Согласно
распространенной классификации нарушений
поведения у детей и подростков Р.Дженкинса,
выделяются следующие типы нарушения
поведения: гиперкенетическая реакция,
тревога, уход по аутистическому типу,
бегство, несоциализированная агрессивность,
групповые правонарушения.

Дети
с синдромом раннего детского аутизма
(РДА) составляют основную массу детей,
имеющих наиболее тяжелые, требующие
специальной психологе-педагогической,
а иногда и медицинской помощи нарушения
в социально-личностном развитии.

История
развития ребенка с РДА

Случай
представлен педагогом-психологом ГОУ
№ 1831 Москвы К. А Максимовой.

В
специализированную школу для детей с
РДА обратилась за помошью мать девочки
Кати Л., которой к моменту обращения
было 6 лет 10 мес.

На
первичном приеме мать описала особенности
развития девочки следующим образом.
Когда Кате было три месяца, мать обратила
внимание, что девочка ни на что не
реагирует: ни на звуки, ни на игрушки,
ни на людей. У нее был блуждающий взгляд,
она улыбалась сама себе, иногда была
сверхспокойной, а иногда могла кричать
целый день.

На
момент обследования девочка очень
избирательна в контактах, с трудом
переносит смену обстановки. Не терпит
прикосновений, издает внезапные резкие
крики. Отвергает любые попытки взрослых
чему-то ее научить. Не любит, чтобы
рисовали ее рукой. При этом любит листать
книжки, смотреть по телевизору музыкальные
передачи, по подражанию делает зарядку.

На
электроэнцефалограмме отмечаются
патологические изменения электрической
активности в корковых отделах височной
области левого полушария.

Диагноз
«ранний детский аутизм» был поставлен
в 5 лет. До этого ставили диагноз «задержка
психического развития».

установление
эмоционального контакта;

определение
возможных направлений обучения;

формирование
«стереотипа обучения».

Были
разработаны следующие программы,
направленные на введение ребенка в
ситуацию обучения: 1) следование простейшим
инструкциям; 2) имитация движений; 3)
соотнесение одинаковых объектов,
соотнесение объектов с изображением;
4) различение цветов; 5) следование
расписанию занятий, представленному
наглядно в виде фотографий и схематических
изображений; 6) замена крика и плача как
привычных способов выражения своих
желаний на социализированные формы
запроса о помощи.

Занятия
с девочкой проводились 5 раз в неделю в
индивидуальной форме, а также в паре с
другим ребенком.

На
начало занятий: частичная потеря тонуса
во время занятий; не контролирует позу,
положение тела в пространстве, валится
со стула или ложится на стол, улыбаясь
при этом. Для девочки характерна
дурашливость: неожиданно может залиться
смехом. Периодически отводит глаза
вверх вбок и замирает в таком положении
с остановившимся взглядом. Наблюдаются
звуковые аутостимуляции в виде мычания.

После
трех месяцев занятий повысился психический
тонус, однако временами наблюдается
резкое его снижение, что заставляет
увеличить количество «переменок» и
заполнить их физкультминутками. В целом
же у девочки появился интерес к выполнению
учебных заданий. Увеличился набор
выражаемых ею чувств. Так, при нежелании
выполнять задание девочка активно
выражает это, отталкивая предлагаемые
предметы; при получении желаемого —
радуется.

На
фоне развития эмоционального контакта
у Кати наметился прогресс и в развитии
других сторон психики. Она научилась
выполнять задания на сортировку по
признаку «большой —маленький», увеличился
диапазон звуков и слогов, которые она
произносит по подражанию, улучшилась
мелкая моторика и зрительный контроль
за выполнением заданий, в частности
связанных с четким следованием
определенному алгоритму (рисование
простейших дорожек, вышивание). При этом
более успешно выполняются те задания,
которые включают однообразные монотонные
последовательные действия.

Спастическая форма дцп

В
то же время сохранилось и своеобразное
поведение девочки: она может закричать
в любой обстановке, избегает прямого
контакта «глаза в глаза», остаются крики
при выполнении повседневных действий,
связанных с прикосновением (одевание,
раздевание, причесывание), остаются
звуковые аутостимуляции, возможны
проявления повышенной утомляемости и
расторможенности в учебных заданиях.

Социальная адаптация при ДЦП

Не смотря на значительные двигательные нарушения, многие имеющие детский церебральный паралич дети могут быть успешно адаптированы в обществе. Огромную роль в этом играют родители и родные ребенка с ДЦП. Но для эффективного решения этой задачи им необходима помощь специалистов: реабилитологов, психологов и коррекционных педагогов, непосредственно занимающихся детьми с ДЦП. Они работают над тем, чтобы ребенок с ДЦП максимально освоил доступные для него навыки самообслуживания, приобрел соответствующие его возможностям знания и умения, постоянно получал психологическую поддержку.

Социальной адаптации при диагнозе детский церебральный паралич в большой степени способствует занятия в специализированных детсадах и школах, а в дальнейшем в специально созданных обществах. Их посещение расширяют познавательные возможности, дают ребенку и взрослому с ДЦП возможность общаться и вести активную жизнь. При отсутствии нарушений, значительно ограничивающих двигательную активность и интеллектуальные возможности, взрослые люди с ДЦП могут вести самостоятельную жизнь. Такие пациенты с ДЦП успешно трудятся и могут создать свою семью.

Прогноз и профилактика ДЦП

Прогноз на выздоровление не благоприятный. Болезнь Литтля — это неизлечимый диагноз, лечение которого еще не изобретено. При условии выполнения всех рекомендаций врача больные могут прожить до старческого возраста. Из-за стойких дефектов они не могут вести полноценный образ жизни, нуждаются в помощи и уходе.

При выборе профессии также учитываются особенности здоровья. В тяжелых случаях человек не может работать и нуждается в круглосуточном уходе. При легком течении и нормальном психическом состоянии возможно ведение полноценного образа жизни, при условии регулярного прохождения профилактического лечения.

Прогноз в отношении детского церебрального паралича прямо зависит от формы ДЦП, своевременности и беспрерывности проводимого реабилитационного лечения. В некоторых случаях ДЦП приводит к глубокой инвалидности. Но чаще стараниями медиков и родителей ребенка с ДЦП удается до определенной степени компенсировать имеющиеся нарушения, поскольку растущий и развивающийся головной мозг детей, в том числе и ребенка с ДЦП, обладает значительным потенциалом и гибкостью, благодаря которым здоровые участки мозговой ткани могут брать на себя функции поврежденных структур.

Профилактика ДЦП в дородовом периоде состоит в корректном ведении беременности, позволяющем вовремя диагностировать угрожающие плоду состояния и предупредить развитие гипоксии плода. В последующем важное значение для профилактики ДЦП имеет выбор оптимального способа родоразрешения и правильное ведение родов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
DoctorJohn Blog
Adblock detector