Социальное развитие ребенка 3-5 лет

Социальное развитие ребенка 3, 4, 5 лет
Источник фото: GettyImages

В возрасте 3-5 лет ребенок становится более социальным. Вместо того, чтобы закатывать истерики или драться и кусаться, дети начинают учиться делиться и сотрудничать. Ниже представлена информация о социальном развитии ребенка 3-5 лет.

Игры с воображением

Если в более раннем возрасте дети в основном играли параллельно, когда они играли или занимались своими делами, находясь рядом с другими детьми, то после 3 лет ребенок начинает активно играть и взаимодействовать со сверстниками. Игры в этом возрасте в основном связаны не с игрушками, а с воображением. Дети выдумывают сценарий игры и назначают каждому участнику свою роль. Они могут играть в то, как ходят за покупками или в почту, мальчики могут играть в войну или другую игру.

Воображаемые игры помогают детям примерить на себя роли и поведение взрослых, которые они видят вокруг, в том числе из книг и телевизора. Такие игры развивают в ребенке важные социальные навыки, такие как меняться местами, сотрудничать, уделять внимание.

Мужское и женское

Во время воображаемых игр мальчики и девочки начинают изучать гендерные роли. Мальчики представляют себя солдатами или супер героями, девочки примеряют на себя женские роли, например, когда играют в дом или кухню, представляют себя мамами. Если Ваш мальчик еще в 2 года мог на коляске катать куклу, то сейчас он, наверняка, играет в мужские игры.

Дети в 3-5 лет также могут начать примерять на себя роли противоположного пола, а также проявить повышенный интерес к одежде и вещам старшего брата (для девочки) или старшей сестры (для мальчика). А затем снова заинтересоваться ролями своего пола, но в более выраженной форме, например, девочка может начать носить только розовую одежду. Все эти эксперименты нормальны, проходят со временем и не должны вызывать озабоченность у родителей.

Детский сад

Начиная ходить в детский сад, ребенок получает, возможно, свой первый опыт длительного нахождения в большой группе детей своего возраста. И ребенку, конечно же, требуется время, чтобы привыкнуть. В детском саду ребенку необходимо научиться делиться игрушками, играть по очереди, меняться местами, ясно выражаться и сотрудничать с другими детьми. При этом малышу может понадобиться помощь взрослых. Игры и занятия в детском саду должны быть разработаны для развития перечисленных социальных навыков.

Если Ваш ребенок не ходит в детский сад, то у него должно быть много других возможностей находиться вместе со сверстниками. Это могут быть совместные игры, прогулки на детскую площадку, ребенок может ходить в музыкальную школу или на гимнастику или другой спорт.

5-летний ребенок и его сверстники

К возрасту 5 лет многие дети начинают предпочитать компанию своих сверстников компании взрослых. Они также могут выделять некоторых детей, то есть у ребенка у может появиться его лучший друг или подруга. Родителям необходимо ценить и уважать эти первые дружеские отношения своего малыша. Разрешайте своему ребенку приводить его друзей к Вам домой. То, что ребенок показывает другим свой дом и свои «владения», развивает его чувство самоуважения и уверенности в себе.

Дети старшего дошкольного возраста начинают понимать социальные нормы и их важность. 5-летний ребенок, наверняка, понимает, что если он не отдаст другому ребенку покататься на велосипеде, а они катаются по очереди, то тот ребенок больше не захочет с ним играть. Это может помочь родителям управлять поведением ребенка.

В возрасте 5 лет дети начинают понимать силу социального отторжения. Вы можете услышать что-то вроде: «Если ты не дашь мне самокат, я с тобой не буду дружить.»

В большинстве своем это нормальное взаимодействие и общение детей. Но родителям нужно не допускать «злого» поведения ребенка, чтобы он не хулиганил, не цеплял, не запугивал или не был агрессивным по отношению к другим детям.

Лучшие друзья Вашего 5-летнего ребенка могут оказывать большое влияние на него, иногда нежелательное. Поэтому Вы можете вдруг увидеть поведение, которое раньше было не характерно для малыша. Он вдруг может захотеть смотреть программу, которую смотрит его друг, но она в Вашей семье запрещена, либо начинает добавлять в кашу много сахара (так любит делать его друг), а это вредно, и Вы этого не приемлите.

Также дети могут начать пререкаться с родителями и даже начать называть Вас не мама или папа, а по имени, с некоторым неуважением. Хоть такое поведение и может Вас рахдражать, на самом деле, оно является хорошим знаком того, что ребенок начинает учиться подвергать авторитет сомнению и быть более независимым. Постарайтесь на это реагировать спокойно, потому что в большинстве случаев ребенок своими действиями хочет добиться бурной эмоциональной реакции.

В возрасте 5 лет дети также могут начать ссориться со своими старшими братьями и сестрами. Дети начинаю думать, что им тоже можно то, что можно старшим братьям и сестрам, и раздражаются, когда им это запрещают. Такие склоки могут происходить почти каждый день.

Источники:

HealthyChildren.org: «Social Development in Preschoolers.»
Seefelt, C. and Wasik, B.A. Early Education: Three, Four, and Five-Year-Olds Go to School (Second Edition), Prentice Hall, 2005.
Education.com: «Young Children’s Social Development: A Checklist.»

© 2015 Доктор Джон. Все права защищены. Информация предоставлена в образовательных целях и не является медицинской консультацией, диагнозом или руководством к действию или лечению. Смотрите дополнительную информацию.